alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

Categories:

Мы стали меньше читать?

Современные люди читают как прежде или меньше? Эта тема волнует многих исследователей, культурологов и просто интеллигентных людей. За последние годы на эту тему было немало написано. Я собрал несколько интересных материалов о том, как читают сегодня книги в России, ближнем и дальнем зарубежье:

«Май 2011, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ):

У большинства россиян в домашней библиотеке - менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше (с 28% в 1990 году до 49% в текущем). Более обширное собрание есть у 31% опрошенных, в том числе, каждый пятый свидетельствует, что дома есть от 100 до 300 книг (19% против 24% в 1991 году), 6% - от 300 до 500, 4% - от 500 до 1000, 2% - свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что у них дома книг нет.

Библиотекой размером до 100 книг обладают, как правило, респонденты со средним специальным образованием (53%) и селяне (55%). Более обширным собранием обладают высокообразованные (46%), москвичи и петербуржцы (60%).

В 1992 году среднестатистический» россиянин за три месяца прочитывал около 5 книг (5,14), сейчас этот показатель изменился (3,94). Наиболее читающие респонденты - в Москве и Санкт-Петербурге (5,28) и люди предпенсионного возраста (4,45).

Книги, которые хочется почитать, россияне чаще всего покупают в домашнюю библиотеку (33%). Покупать книги свойственно, в первую очередь, 35-44-летним (41%).Традиция брать их у знакомых стала менее популярной, чем раньше (с 37% до 27% за два года). 26% берут нужную книгу в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание книги из Интернета (с 5 до 11%). Этот способ наиболее востребован молодежью (27%). А доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, выше не стала (9%). Наименее распространенные источники получения книг - поход в научную библиотеку (2%), покупка в интернет-магазине или по почте (1%).

Бумажные книги остаются самым популярным форматом чтения для россиян (их читают 89% опрошенных, читающих книги). Электронные книги читают 28% опрошенных, в то время как 33% вообще не знают, что это такое. Наименее понятным и популярным видом книги являются аудиокниги: их предпочитают только 11%, а 59% не знают, что это.»

«Май20122, «Лента.ру» со ссылкой на доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России»:

…интерес к чтению падает второй год подряд. Так, в 2009 году рынок сократился на 6 процентов.

Сокращение идет в основном за счет сегмента серьезной художественной, научно-популярной литературы. В то же время, ряд авторов чувствуют себя достаточно уверенно. Так, Дарья Донцова в четвертый раз возглавила рейтинг самых тиражных российских авторов. По итогам 2010 года Донцова уверенно лидирует. По данным Роспечати, Донцова выпустила 144 издания, общий тираж которых составил 5,459 миллиона экземпляров.

На втором месте - Юлия Шилова. У нее вышло 93 издания тиражом почти 4 миллиона экземпляров. На третьем месте Татьяна Устинова с результатом 48 изданий и 1,85 миллиона экземпляров.

Далее - Татьяна Полякова (81 издание, 1,729 миллиона экземпляров) и Александра Маринина (61 издание, 1, 675 миллиона экземпляров). На последующих местах: Борис Акунин, Екатерина Вильмонт, Анна и Сергей Литвиновы, Олег Рой, Александр Бушков

По данным Роспечати, экономических причин для снижения интереса к чтению нет: покупательная способность населения за 2010 год выросла почти на 15 процентов, а цена на книги поднялась только на 12.

Издание приводит в пример оценки агентства TNS Russia, согласно которым за первые месяцы 2011 года в общей структуре медиапотребления населения старше 16 лет доля чтения сократилась до 9 минут в сутки. При этом в среднем на медиа у россиян уходит 8 часов в сутки.

«2006, Исследование, проведенное компанией Jupiter Research, показало, что европейцы стали гораздо больше времени проводить в интернете, чем за чтением газет и журналов.

Сегодня жители Европы, как и два года назад, читают прессу около трех часов в неделю. А на интернет они стали тратить не два часа в неделю, как было в 2004 году, а четыре часа. Однако эти цифры выглядят ничтожными в сравнении с данными, полученными в результате исследования американцев. Так, жители США еженедельно проводят в Сети четырнадцать часов, столько же времени у них отнимает просмотр телевидения, а на чтение печатных изданий уходит всего три часа в неделю.

По прогнозам аналитиков, скоро европейцы начнут догонять по показателям американцев, и способствовать этому будет распространение широкополосного интернета. Сейчас пользователи, имеющие высокоскоростной доступ в Сеть, находятся в онлайне в среднем по семь часов в неделю, а те, кто предпочитает коммутируемый доступ, тратят на интернет по два часа в неделю. Во Франции, где 79% домовладений снабжены широкополосным доступом, среднестатистический пользователь проводит в онлайне пять часов в неделю. В то же время у жителя Германии, где проникновение высокоскоростного интернета составляет 42%, Сеть отнимает три часа еженедельно.

«Согласно данным исследования, опубликованного Национальным Фондом Искусств СШАNational Endowment of Arts, за десятилетие (с 1992 по 2002 год) на 17 млн. увеличилось число взрослых американцев, не читающих книг.

В 2002 году лишь 47% взрослых американцев читали серьезную литературу (54% в 1992 году). Число любителей чтения особо заметно сократилось среди молодых людей. Эти изменения эксперты Фонда объясняют влиянием на американское общество электронных средств массовой информации и Интернета.

По данным организации Исследовательская Группа Книжной ИндустрииBook Industry Study Group, в 2003 году американцы приобрели в общей сложности 2 млрд. 220 млн. книг - на 23 млн. меньше, чем в 2002 году»

«Английские дети стали меньше читать. Были проведены исследования в 111 Английских школах Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, которые показали, что читают книги меньше чем 50% детей. Из 18000 школьников большинство читают смс и электронную почту. При опросе стало известно, что 20% детей вообще никогда не получали книгу в подарок, 7% даже не знают, что можно ходить в библиотеку, а 1 из 8 никогда не заходил в книжный магазин. Только 50% детей сказали, что любят читать, и то если это можно назвать чтением, как они говорят, читают смс, Интернет-странички, электронную почту, журналы. Электронные книги используются для чтения совсем редко. А 10% детей сказали, что читать вообще не любят. Любители почитать смс, тексты песен, сообщения в социальных сетях и эл. почту в основном девочки. Мальчики сказали, что любят в основном почитать комиксы, газеты, инструкции к различным девайсам. Такие резульятаты очень огорчают, ведь если человек не читает это отражается на его развитии и успехе в учёбе. Только 1 человек из 6 сказал, что читает вне класса, а 7,4% вообще не притрагиваются к книге, если они находятся вне школы. Такая проблема лишь набирает обороты и с ней необходимо бороться.»

«Апрель 2011. Почему белорусские школьники стали хуже считать и меньше читать.

Нельзя сказать, что РИКЗ вовсе не беспокоит качество знаний абитуриентов.

— Словарный запас нынешних абитуриентов меньше, чем был 10—15 лет назад. Современные выпускники школы, например, не знают таких слов, как «телеграмма» и «ямщик». Это свидетельствует о том, что дети не читают классических произведений, — констатирует директор института.

В публикации «Настаунiцкай газеты», где анализировались итоги централизованного тестирования 2010 года отмечается, что, даже выписывая слова из текста, абитуриенты допускают грубейшие орфографические ошибки. Например, 168 человек написали слово цифра через «ы», а 16 — словоощущение через «ю».

У абитуриентов по-прежнему вызывает затруднение необходимость определить, является ли слово общеупотребительным (от 40 до 53% ошибок). Например, не считают общеупотребительными слова изящная (вещица) 52,7% абитуриентов;сердитые (морозы) — 52%; недолговечная (деталь) — 50,5%; гармония (мира) — 53,7%.

Белорусские школьники не умеют считать, прямо как европейские.

В Беларуси отмечается тенденция ухудшения вычислительных навыков абитуриентов.

— Вычислительные навыки у абитуриентов падают повсеместно. Об этомговорят и наши коллеги из Украины, Казахстана, Голландии. Многие считают, что ухудшение вычислительных навыков — это нормально и связано с тем, что школьники активно пользуются техническими средствами, — отмечает Николай Феськов.

Вместе с тем в централизованном тестировании по математике в 2010 году приняли участие 115 834 человека. Средний балл выполнения экзаменационной работы — 21,76. Отметим, что математику, в отличие от русского языка, сдавали только те абитуриенты, у которых она является профильным предметом.

Например, было такое задание. Найти неверное неравенство:

1) – 2,5 < 0;

2) —5 > 1;

3) —1 < – 4;

4) 2 > —1;

5) 43 < 44

Сравнение натуральных чисел и обыкновенных дробей изучают в средней школе в 5-м классе, сравнение отрицательных чисел — в 6-м классе, сравнение степеней — в 8-м классе. Выбрать неверное неравенство не смогли 17% тестируемых.

Еще пример. Требовалось найти значение выражения с дробями. Всего лишь у 52,33% тестируемых выработан навык вычислений…

Низкие баллы на ЦТ — дорога на платное обучение

Если подойти к результатам ЦТ с точки зрения сиюминутной выгоды, то чем ониниже, тем больше студентов окажется на платном отделении. Вузам это на руку.

Например, вот проходные баллы на факультетах естественно-научного профиляБГУ по специальностям: «компьютерная безопасность» — 340 (в 2009 году — 358); «актуарная информатика» — 338 (355); информатика — 326 (320); экономическая кибернетика — 318 (341). Понятно, что шанс стать студентом бюджетного отделения есть только у тех абитуриентов, кто набирал за ЦТ по каждому предмету 80-90 баллов, то есть у отличников. Всем остальным — дорога на платную форму обучения или в ссузы и ПТУ.

Между тем Евгений Ливянт, учитель с 20-летним стажем, зарабатывающий теперь репетиторством, называет результаты тестирования удручающими.

— Можно говорить о падении общего уровня школьного образования. На уровне подготовки школьников сказывается падение уровня учительства, перегруженность учеников. В мире информация удваивается каждые два-три года, и мы должны за этим как-то успевать. Однако мозг остается прежним. Значит, выход — научиться различать, что важно и что не очень. Такие навыки необходимо закладывать в школе, — считает педагог.

А что делать сегодня родителям, которые хотят дать детям высшее образование?

— Копить деньги, — советует репетитор. — Чтобы ребенок поступил в престижный вуз, ему необходимо занимать дополнительно.

По его прогнозам, через пять-семь лет, когда из средней школы уйдут учителя прежней закалки, уровень образования станет еще ниже. Между тем, государства, совершившие рывок в экономике, например, Южную Корею, Сингапур, Японию, объединяет как раз то, что на образование было потрачено огромное количество средств.»

Комментарии:

«Мне кажется, что на вопрос, заданный в заголовке, можно ответить двояко. С одной стороны, действительно: люди, осознавшие себя в постперестроечное время, читают книг меньше, чем предыдущие поколения русскоязычных читателей. Это вполне проявилось, когда я работал в школе и общался со школьниками и их родителями. С другой стороны, и в наше время людей, действительно много читавших, было значительно меньше, чем семей, у которых в доме были выставлены книги. И тут стоит, по моему, рассмотреть причины данного явления.

Итак, почему же создается впечатление, тчо кличество читающих уменьшилось?

1. Значительно увеличился ритм жизни. Сейчас нужно бежать значительно быстрее, чтобы оставаться на месте!

3. Наличие книг в доме и классики, в частности, перестало быть предметом престижа. Почему так? Раньше, чтобы гордиться книгой, достаточно было ее достать! Сейчас вопрос стоит совсем по другому и гордиться собранием сочинений Гоголя или Пушкина смешно. Это лет тридцать назад Вы могли найти в томике Толстого, например, взятом у друзей ради сочинения сына в школе, неразрезанные странички. Просто в те времена если у тебы дома не было даже классики, то твой рейтинг в уровне способностей достать книгу падал ниже плинтуса!

Сейчас же цена книги уже не столь символоична и собирать библиотеку ради красивых корешков или создания образа интеллигентности уже немодно.

4. Изменился набор источников информации и их содержание. Во-первых, само появление и распостранение компьютерных сетей сильно изменило мир. Чело век, желающий создать для себя некую концепцию на основании разных мнений о событии, скорее полезет в интернет, чем станет регулярно собирать у себя на столе различные газеты и журналы. Дороговато и трудно искать информацию, по сравнению с интернетом. К тому же в настоящее время распостранены различного рода аудио и видео материалы, которые легко используются в сочетании с компьютерными технологиями.

5. Разнообразие материалов. Имеются в виду не только различные мнения о политике или экономике. Просто раньше для того, точбы узнать что-то о Бразилии, например, нужно было прочитать книгу, Жоржи Аамаду, например. Сейчас же возможнотсей гораздо больше. От "Рабыни Изауры" и до телеканала "National Geographic". И пусть многие читали зарубежную литературу или классику только из-за возможности хоть что-то узнтаь о "той жизни", но что-то, бывало , и застревало в мозгах. Хотя... Как вы думаете: многие ли из тех, что вырвал где-то подписку на "Библиотеку всемирной литературы" ( "Всемирки" в народе ) читал произведения древней литературы? И "Метаморфозы или Золотой осел" Апулея если и прочитали, то потому, тчо кто-то из знакомых шепнул, что сие есть образчик эротической литературы древнего мира…

В последнее время в СМИ ведётся много разговоров о том, что в России, некогда самой читающей стране мира, совсем перестали читать книги. Вопрос, на самом деле неоднозначный, а, я бы даже сказал, весьма спорный. Думаю, всякий, хоть раз побывавший в московском метро со мною согласится. Шучу, конечно, дело в ином. Я на самом деле сам ярый превержинец мысли, что и читать перестали, и наркоманят, и «всё пропало-всё пропало». Ну я то паникёр и ворчун известный, поэтому решил посмотреть на эту ситуацию с другой стороны…»

«июль 2011. Социологи констатируют значительное снижение количества книг, которые читают подростки

В частности, директор Института социологии образования Российской академии образования, академик РАО Владимир Собкин в интервью Институту Горшенина сообщил, что проводит исследования по динамике детского чтения на протяжении 35 лет, начиная с 1975 года.

И сегодня он может констатировать, что чтение в подростковой среде вытесняется. «Если подросток 70-х читал около 40 книг в год, то сегодня он читает около 9. Это другой читательский опыт. Сегодняшний подросток – это другой читатель, с другим набором ценностных ориентаций. То, что он читает, в основном – это школьная программа. За рамками школьной программы мало что читают», - отметил Собкин.

«То, что не формируется мотивация к чтению, – это беда», - добавил он.

«Февраль 2011, по данным Digital Research от 16 февраля 2011, опубликованным в Ru.метрики, россияне активно переходят на чтение книг в электронном виде. Этому способствует развитие технологий и распространение специализированных устройств для их чтения. При этом электронный текст не вытесняет бумажные издания, скорее наоборот — выступает им своеобразной рекламой.

Исследование касается читательской активности российских пользователей, их предпочтений к бумажному или электронному тексту, а также устройствам, с которых они читают электронные книги.»

P.S. Лично мое мнение: люди действительно стали читать меньше, просто потому что выбор развлечений стал чрезвычайно богатым…


Tags: Россия, библиотека, книги, чтение, электронные книги
Subscribe

promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments