alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

Sunrise: A Song of Two Humans

Продолжаю отрабатывать список лучших 1000 фильмов. Пока все по этому списку смотрю с удовольствием.

Очередным был фильм №7 в рейтинге «Sunrise: A Song of Two Humans». Очень любопытный фильм. Неровный, но ведь снят в 1927 году! Однозначно, стоит смотреть.

О фильме:

Герой О'Брайена, простой деревенский парень, сходит с ума по Городской Женщине. Та, ослепленная страстью (или внезапным капризом?), побуждает его убить свою жену...

Сценарий был написан австрийцем Карлом Майером (Carl Meyer) на основе новеллы "Поездка в Тильзит" драматурга и писателя Германа Шудерманна (Hermann Sudermann). А сам фильм стал Американским дебютом для немецкого режиссёра Ф. В. Мурно (F.W. Murnau). Это была его первая работа для Голливуда, а точнее для молодой киностудии "Hollywood's Fox Film Corporation" и лично Уильяма Фокса, её основателя, тогда вовсю ею руководившего. Но вообще-то, фильм задумывался Мурно ещё на Родине. Он был одной из ведущих фигур Немецкого экспрессионизма и в Голливуд был приглашён именно как адепт этого модного стиля в искусстве. Всеобщие ожидания он полностью оправдал.

Фильм снят в 1927м — это же и год первого "Оскара" и, конечно же фильм его получил, причем сразу в трёх номинациях (представлен он был по четырём (не взял он только награду "Interior Design")): Джанет Гэйнор (Janet Gaynor ) (жена) была награждена за лучшую главную женскую роль, Рочус Глиз (Rochus Gliese) — за лучшую художественную постановку, а Чарльз Рошер и Карл Штрус (Charles Rosher, Karl Struss) — в номинации "Лучшая Кинематография". И хотя фильм "Крылья" ("Wings") завоевал приз "Best Production" (ныне называемый "Лучший Фильм" ("Best Picture"), "Рассвет" "взял" премию не менее престижную (из-за номинального равенства этих двух категорий, вторая была отменена уже со следующего года после той первой церемонии) — "Best Picture, Unique and Artistic Production".

А в 1929 фильму отдали должное японцы, назвав его лучшим иностранным фильмом и пресудив награду "Kinema Junpo Award" в этой номинации.

В 1989 Библиотека Конгресса США внесла эту картину в Национальный Регистр Фильмов.

В 2002 по резульатам голосования в Британском Институте Кинематографии (British Film Institute) критиками "Рассвет" был поставлен на седьмое место в истории кино.

А в 2007 фильму дали 82е место на ежегодной процедуре обновления списка "100 лет...100 Великих Фильмов" ("100 Years... 100 Movies list of great films") Американским Институтом Кинематографии.

Жак Лурселль о фильме

Самая симфоническая, самая синтетическая, самая космическая и, несомненно, самая светлая картина Мурнау. Мурнау отправился в Америку по приглашению Уильяма Фокса, восхищённого Последним человеком*. Здесь его ждала полная творческая свобода и бюджет, подобных которому он встречал в своей жизни. Фильм, поставленный по мотивам рассказа Зудермана (который завершался трагически), содержит много событий, с одной стороны – независимых друг от друга, с другой – находящихся в неразрывной связи. Та часть, что располагается между сценой свадьбы в церкви и прощением мужа женой, сама по себе представляет собой отдельное целое и отдельный фильм. За нею следует комическое живописание счастья, найденного супругами в городе – в этом нереальном, игривом и экзотическом раю; в месте, созданном для развлечения, но не для жизни. Наконец, возвращение в деревню вынуждает героя столкнуться с последствиями своего невыполненного намерения убить собственную жену. Страдание поможет ему обрести самого себя, равновесие и свободу.

По своему духу фильм в гораздо большей степени немецкий, чем американский (что лишний раз доказывает ту степень свободы, которой пользовался на съёмках режиссёр), но в то же время он сильно отличается и от тех фильмов, которые Мурнау снимал в Германии. В декорациях деревни, в «обобщающей» абстрагированности интриги ещё видно влияние экспрессионизма. Однако его вымещает реализм – реализм в квадрате, который можно назвать духовным или метафизическим. В частности, гениально и очень аккуратно используя глубину кадра, Мурнау создаёт огромные свободные пространства (песчаная равнина вокруг деревни, озеро и т.д.), в которых персонажи должны, вопреки всем препятствиям судьбы, открыть для себя смысл своего существования – в зависимости от того, во зло или во благо используют они эту внезапно обретённую свободу. Женщина докажет свою свободу, превзойдя страх перед тем, что она разглядела в собственном муже, и сумев простить его. Сам космос принимает участие в поисках героями самих себя; он задаёт им темп – как изнутри, так и снаружи. Ветер, буря, безмятежность вод или неба являются составляющими драмы – так же, как мысли и поступки персонажей. Мурнау, в равной степени искусный в работе с актёрами и в создании атмосферы, умеет вложить в силуэты и походку своих героев не меньше выразительности, чем в мимику их лиц. При всей скромности, при всём лиризме фильма, при разнообразии его интонаций и сокровенной нежности режиссёра к своим персонажам, никогда ещё стремление к «тотальному кинематографу», скрытое в творчестве крупнейших режиссёров планеты, не было так близко к своему воплощению.

N.B. Римейк Файта Харлана под названием рассказа Зудермана снят в 1939 году.


Tags: кино, классика, фильм
Subscribe

promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments