alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

«Итоги» об Амазоне

Журнал Итоги опубликовал материал об Амазоне. Самое любопытное из него:

«Большой брат» всех интернет-магазинов планеты — Amazon.com — намерен зарабатывать в России… Расчет американцев очевиден — сложно не замечать крупнейшую в Европе интернет-популяцию с трехзначными цифрами роста сферы e-commerce. Правда, в абсолютных цифрах все гораздо скромнее. Так, бурно растущий сегмент электронных книг в прошлом году не дотянул и до 10 миллионов долларов. «Доля электронных книг в общем объеме книжных продаж в России — порядка одного процента», — отмечает Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций. Этот рынок американскому гиганту с прошлогодней выручкой в 61 миллиард долларов нужно разглядывать под микроскопом. «Я не удивлюсь, если Amazon запустит уже обкатанные на Западе направления электроники или обуви», — говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор сервиса МойСклад. Правда, есть большие сомнения в том, что ради этих доходов Amazon возьмется за создание федеральной сети доставки товаров. Похоже, что «чудо-оружием» Amazon в России станут электронные книги. В этом вопросе интернет-гигант действительно большой дока.

Дело здесь даже не в самих «читалках» семейства Kindle. По большому счету, в них нет ничего революционного: из восьми моделей, продаваемых сегодня на их родине, половина создана по технологии электронных чернил e-ink (устройства с черно-белым экраном), а другая половина — это ридеры Fire с цветным TFT-экраном, которые ошибочно называют планшетами Amazon. «Технологического преимущества у Kindle нет, — считает Евгений Суворов, руководитель направления мобильных решений компании МакЦентр. — Например, ONYX BOOX Aurora превосходит флагманскую модель Kindle Paperwhite как в аппаратной части, так и по возможностям ПО. Pocketbook планирует выпуск более интересных моделей, чем у Amazon, да и прочие бренды вполне конкурентоспособны». Сила бизнес-модели Amazon — в тесной связке ридера с контентом.

Проще говоря, ради массовых продаж контента стоимость ридера дотируется, доступ в магазин Amazon.com предельно упрощен, а к другим интернет-адресам практически невозможен. И пусть обывателя не вводит в заблуждение поддержка в нескольких моделях сетей 3G — по ним владелец ридера сможет попасть из любой точки планеты только в этот магазин да еще на сайт Wikipedia. Зато весь приобретенный книжный контент можно хранить в облачном хранилище Amazon. Кстати, туда можно загружать тексты, полученные по сети Wi-Fi, например, с домашнего ПК, если они имеют формат, поддерживаемый хранилищем. Скажем, Amazon не торгует контентом в таких популярных форматах, как ePub или fb2. А можно вообще не скачивать книги, а читать в облаке по модели подписки. А еще у Amazon есть сервис для самиздата книг (Kindle Direct Publishing): опубликовать свой труд можно за пять минут, в продаже он появится в течение суток, и до 70 процентов от суммы каждой покупки будет уходить на банковскую карту автора.

Сервис самиздата Amazon запустил не так давно, и сегодня десятая часть из более чем 700 тысяч электронных книг на его виртуальных полках принадлежит перу так называемых инди-авторов (от англ. independent — «независимый»). Среди них — 14 миллионеров по числу проданных книг и несколько миллионеров по доходам. Скажем, Стивен Лезер продает ежедневно примерно по 2000 электронных копий своих детективов и политических триллеров, которые приносят ему 11 000 фунтов стерлингов каждый месяц. Или вот самая успешная инди-писательница Аманда Хокинг: ее романы, густо населенные романтическими вампирами, не принимало ни одно бумажное издательство, зато через интернет-магазин они разлетаются как горячие пирожки.

Одним словом, бизнес-идея связки дотируемого ридера с контентом у Amazon отлично проработана и технологически реализована блестяще. Вот пример: когда оказалось, что у компании нет прав на публикацию романов Джорджа Оруэлла «Скотный двор» и «1984», их электронные копии были оперативно удалены из аккаунтов всех покупателей, а деньги вернулись в их кошельки. Но справится ли это чудо технической и бизнес-мысли с российскими реалиями? На сей счет есть сомнения.

Конечно, Amazon.com — мировой лидер по объему электронных книжных запасов. Вот только все они написаны на неродных для россиян языках. Самиздат не исключение: писать свою «нетленку» лучше сразу на английском языке, а для сбора дохода завести «пластик» зарубежного банка. Правда, Игорь Тарасенко, гендиректор сервиса Молоток.Ру, верит в мощь американцев: «Amazon — глобальная компания, я уверен, что они смогут договориться с издателями очень быстро. Или купят кого-нибудь из существующих игроков рынка». Идея лежит на поверхности. Да вот беда — русскоязычных e-книг вообще мало. Даже в крупнейшем книжном магазине России OZON.ru, сетует Михаил Осин, руководитель цифровых продаж этой компании: «У нас в наличии 250 тысяч наименований печатных русскоязычных книг и всего 21 тысяча легальных е-книг. У нас нет прав, чтобы продавать больше». Правда, «Амазону» задачка вполне по зубам, не сомневается Максим Андрюхин, глава представительства Bay.ru в России и странах СНГ, официальный партнер Amazon: «Очень многое зависит от продукт-маркетинга, ведь есть множество очень хороших, полезных и востребованных книг, которые не переведены на русский язык. Не исключаю также поглощения некоторых нынешних игроков в среднесрочной перспективе». Кто может оказаться привлекательным объектом для поглощения — вопрос интересный. Если исключить безусловного лидера в электронных книгах — «ЛитРес», все остальное множество игроков представляет собой «первичный бульон» из мелких и зачастую не очень белых компаний. «Нелегальный рынок Kindle в России очень велик, и пресечь серые поставки будет довольно сложно, — полагает Евгений Суворов. — Благодаря низкой цене Kindle является одним из самых популярных брендов в России». И это, заметьте, при полном отсутствии легальных каналов поставок ридеров в нашу страну. Занятная получается головоломка для российского «Амазона»: успех конкуренции белых Kindle с их серыми братьями будет целиком зависеть от выбранной схемы продажи устройств. «Если будет принят американский вариант с заработком на контенте, то серяк будет вытеснен, — полагает Суворов. — Если же Amazon решит зарабатывать на «железе», то розничная цена будет высокой, и придется бороться с нелегальными поставками устройств».

Выбор бизнес-схемы действительно непрост: модель заработка на контенте даже у себя на родине в США пока не позволила компании выбраться из убытков, а в России при нынешнем изобилии пиратских сайтов она просто нежизнеспособна. Нашего популярного сумеречного бытописателя нисколько не вдохновляют лавры американской инди-коллеги — любая новая книга мгновенно появится в Рунете бесплатно. В попытках привлечь россиян к легальному электронному продукту цены на электронные книги у нас гораздо ниже, чем на Западе: около трех долларов, по оценкам Михаила Осина, в отличие от 10—15 долларов за рубежами родины. Как в этих условиях Amazon останется верен своей традиции бороться за потребителей не только качеством обслуживания, но и ценой, сказать сложно. К тому же Amazon выходит отнюдь не на пустой рынок.

«Такой поздний вход всегда обходится дороже, — говорит Анастасия Лазибная, руководитель управления стратегического развития венчурного фонда i-Free Ventures. — И здесь уже не столь важен масштаб компании и ее имидж на мировом рынке. Вопрос в том, какие бюджеты закладывает Amazon на развитие в России». Помимо уже упомянутой задачи пополнения русскоязычного книжного фонда и противодействия пиратам деньги понадобятся на собственную службу доставки («Почта России» как канал доставки современных ридеров выглядит, согласитесь, архаично), интеграцию с российскими платежными системами — у нас ведь не Америка, где есть PayPal на все случаи жизни, — возможно, также на «привязку» ридера и контента к сотовым операторам: так заведено в США. И это без учета обычных расходов на продвижение на новом рынке.

Игорь Тарасенко, гендиректор Молоток.Ру

«Я думаю, что рынок электронной коммерции еще находится на стадии развития. Тем более что Amazon вряд ли будет работать только в одном сегменте. Консолидация рынка не более 20 процентов, так что места хватит всем. И только от инвестиций в маркетинг и продукт зависит ответ на вопрос, сможет ли Amazon стать серьезным игроком. Я уверен, что да. Иначе зачем выходить на новый рынок? Тогда это будет хорошей встряской для нашего рынка. А если компания сможет еще и предложить интересный продукт, то на фоне значительных инвестиций в маркетинг это может сильно увеличить покупки в Интернете».

Олег Савцов, гендиректор Biglion

«Скорее всего, Amazon выйдет на российский рынок со своим флагманским продуктом Kindle. Начнет с фильмов и электронных книг, чтобы прокачать аудиторию. Уверен, он будет делать аккуратные шаги. Это в Америке Amazon является номером 1, а в других странах такой картины не наблюдается. Прямо сейчас продвигать полноценный интернет-магазин нецелесообразно, так как потребуются огромные финансовые ресурсы. Яркий пример: в Бразилии, где Amazon присутствует с Kindle и электронными услугами, он до сих пор этого не сделал. С большой долей вероятности наша компания не ощутит влияния Amazon на себе. И для пользователей, по большому счету, также ничего не изменится. Надо понимать, что российский рынок электронных книжек настолько слаб и мал, да еще с учетом пиратства, что это дело совершенно не интересно ни для кого».

Михаил Осин, руководитель цифровых продаж OZON.ru

«На бой с Amazon мы не ориентируемся, сейчас важнее популяризация электронного чтения как такового и работа с издательствами. Конкуренции на рынке контента почти нет. Игроки скорее конкурируют с пиратами, чем друг с другом. Приход сильного игрока может принести позитивные результаты за счет оздоровления рынка. Что касается дальнейшего сценария, пока сложно сказать: Рунет самодостаточен, у нас во всех сегментах сейчас лидируют российские игроки, оставляя позади западных гигантов».

Евгений Суворов, руководитель направления мобильных решений компании МакЦентр

«Не стоит преувеличивать значение события. У нас уже сложилась достаточно конкурентная среда как среди продавцов товаров, так и среди производителей устройств. В области продаж Amazon придется конкурировать с интернет-магазинами таких серьезных компаний, как X5 Retail Group, МВидео, «Эльдорадо», и прочих. Рынок контента в России не очень интересен по причине доступности бесплатных книг, что весьма плохо для продавцов контента. Именно поэтому производители устройств основную прибыль получают в России от продаж оборудования. Компания Amazon, скорее всего, выберет этот же путь, хотя контент, конечно, продавать тоже будет и при этом, вероятно, сильно потеснит нынешних ведущих игроков».

P.S. Мнения наших бизнесменов конечно же любопытны. Особенно про то, что Амазону придется конкурировать с Эльдорадо…

Tags: amazon, контент, электронные книги
Subscribe

promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments