alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

Об издательском "маркетинге"

Нынешний российский издательский маркетинг, как петинг, вроде похоже, а не то же самое…
 
За двадцать лет перехода от плановой экономики к рыночной издательства, в отличие от многих предприятий в других отраслях, так и не перестроились. Да, преобразовались во всяческие ЗАО, ООО, ИЧП и т.д. Но овладеть в полной мере действительно рыночными подходами до сих пор не научились.Например, как примета нового времени, появились в издательствах отделы маркетинга. Однако укоренилась в них поросль сотрудников, умеющих лишь  важно раздувать щеки да повторять как заклинание: «Спрос рождает предложение». При этом они даже не догадываются, что не доучили вторую часть этого важнейшего маркетингового закона «так же, как и ПРЕДЛОЖЕНИЕ РОЖДАЕТ СПРОС». Без этой второй части, не было бы у нас шоколада и многих других продуктов, не было бы и «Войны и мира», «Котлована», «Колымских рассказов»…
 
Некомпетентность горе-маркетологов проявляется во всем.  В том числе и в отношении к электронным книгам. Цифровые издания интернет-магазина «Amazon» уже обошли по продажам книги в твердой обложке. Одно из крупнейших американских издательств популярной литературы «Dorchester Publishing» решило вообще отказаться от выпуска печатных книг и переключиться на цифровые. И в России продажи устройств для чтения электронных книг резко идут вверх. Но лидерами на отечественном рынке, измеряемом уже миллионами долларов, являются не традиционные издательства, а никому два года назад неизвестные компании «Литрес» и «Аймобилко».
 
Не справляются горе-маркетологи и с самым главным и сложным делом – подбором книг для издания. Директор крупного издательства, с которым работаю не первый год, в ответ на мой вопрос, как они выбирают книги, ответил:
 
- Смотрим, какая тематика лучше продается. Туда и вкладываемся…
 
Они даже спрос не изучают, не говоря о целевой аудитории. Просто издают аналоги того, что хорошо идет, перенасыщая рынок и конечно, запаздывая за лидерами. Ну, а те сегменты, в которых люди ждут книги и готовы платить, остаются неохваченными.
 
Чаще всего весь маркетинг издательств (даже тех, которые выпускают книги по маркетингу) сводится к тому, чтобы выпустить «верняшку» – книгу, которая обязательно пойдет. Ею может стать «клон» произведения чужого, зарубежного или отечественного издательства, которое показало хорошие продажи. Еще одна опробованная технология – серия. Но почти у каждого издательства в шкафу найдется не один скелет безвременно почившей серии.
 
«Верняшкой» будет произведение одного из наиболее популярных  «легких» жанров – детектив, фантастика, любовный роман. Также не подведут проверенные временем классики. Ну и еще, как написано на сайте одного из крупнейших издательств: «Известные персоны, медийные личности, политики, люди с телеэкрана…»
 
На одной из встреч с молодыми авторами представитель известнейшего издательства на вопрос:
 
– Что нужно для того, чтобы вы взяли в работу мою книгу?
 
Ничтоже сумняшеся ответил:
 
– Что нужно, что нужно…. Опубликоваться в толстом литературном журнале… Ну, или чтобы, например, Михаил Задорнов дал рекомендацию…
 
Это очень показательный ответ. Своего собственного мнения у нынешнего издательства нет. Оно просто перекладывают работу по подбору авторов и ответственность за результат выпуска книги на  других.
 
Самый легкий путь отбора авторов, к которому сегодня прибегают издатели, финансовый. Подчас они совершенно откровенно заявляют: «Сейчас цены на полиграфические услуги и на бумагу таковы, что мы издаем книги только и исключительно за счет средств автора, потому что нет никакой гарантии, что деньги, вложенные в книгу молодого автора, вернутся в издательство хотя бы в прежнем объеме…»
 
Издательства, таким образом, признаются, что действуют на рынке вслепую, в том, что они совершенно не знают ни современной аудитории, ни ее вкусов, ни потребностей. И это при наличии профильных отделов маркетинга!
 
Понятно, что сложившаяся, рассмотренная выше система отборов автора сегодня не эффективна. И здесь, конечно, нельзя во всем винить исключительно издательских маркетологов первого поколения – неопытных недоучек. Все-таки есть и другие люди, которые могли бы высказать свое мнение. Но, увы!
 
– Очень хорошая книга, – при обсуждении новой рукописи скажет с дрожью в голосе опытный, видавший виды редактор.
 
– Рынок не воспримет, – отсечет юнец-маркетолог.
 
И голос последнего для неграмотного издателя будет более весом. Маркетолог, он ведь знает, он по своей должности обязан знать, что рынок воспримет, а что не воспримет, даром, что ли, такую зарплату получает.
 
Престиж же редакторской работы, как и уровень ее оплаты, за последние годы значительно упал. Поэтому ныне в эту профессию не рвутся таланты. А неталантливые редакторы не могут ни оценить талант автора, ни помочь отшлифовать его.
 
Да в общем и не нужны нынешнему издателю талантливые авторы. Нужны те, кто согласен гнать строки популярного жанра за устраивающий издателя гонорар – 5-10%. От оптовой цены издательства. Не от конечной цены, как в развитых странах.
 
Отечественные издатели ничего не делают, чтобы перейти от сложившейся в переходный период системы торговой наценки к используемой во всем цивилизованном мире системе торговой скидки. Ведь имеющаяся в России гонорарная система очень выгодна издателю, обирающему авторов, минимизирующему, тем самым, свои риски и максимизирующему прибыль.
 
Сегодня отечественные издатели стараются не только не рисковать с новыми авторами, но и просто как можно больше работы и затрат переложить на чужие плечи. Вот что сказал в одном из интервью весьма известный издатель:
 
«Работа автора заключается вовсе не только в “писании хорошей литературы”…
Автор обязан составить для самого себя ясное представление о том, для кого предназначено его произведение, чем оно отличается от аналогичных произведений, выходивших в последнее время, каковы его жанровые и тематические особенности, его объем и технические характеристики…
Нужно… вести блоги. Заводить знакомства с обозревателями и критиками. Дружить с товароведами в книжных магазинах…»
 
Так и представляются Антон Павлович под ручку с Михаилом Юрьевичем, составляющие портрет целевой аудитории для «Степи» и «Героя нашего времени», ищущие отличия «Капитанской дочки» и «Кавказского пленника», заводящие дружбу с товароведами в магазинах…
 
Издательства, перекладывая свои финансовые, рекламные и прочие функции на плечи авторов, перестают быть издательствами в классическом понимании. Они превращаются в некие компании по оказанию издательских услуг. А значит, незаметно для самих себя, уходят с рынка.

Subscribe
promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments