alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

Category:

"Третий человек"

Посмотрел очень любопытный фильм из числа лучших 1000 мировых фильмов. С одной стороны, есть очень интересные драматургические завязки, с другой, не обязательно было действие развивать именно в Вене. Хотя, конечно, город интересный, в том числе своим подземным миром, в котором происходит кульминация фильма.

Смотреть, конечно, рекомендую.

О фильме подробнее:

Третий человек

The Third Man

Жанр

детектив (нуар)

Режиссер     

Кэрол Рид

Продюсер    

Александр Корда

(в США — Д. Селзник)

Автор

сценария      

Грэм Грин

Александр Корда

В главных

ролях

Джозеф Коттен

Кинокомпания        

London Film Productions

Длительность          

104 мин. (видео)

93 мин. (большой экран, США)

Страна         

Великобритания

Год    

1949

Из Википедии:

«Третий человек» (англ. The Third Man) — британский криминальный кинодетектив в жанре нуар, награжденный главным призом Каннского фестиваля 1949 года. Широко известен благодаря актерской работе Орсона Уэллса и музыке Антона Караса. Главную роль исполняет Джозеф Коттен.

Неоднократно признавался одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1996 г. Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времен. Американская киноакадемия присудила ленте «Оскар» за лучшую операторскую работу.

Действие фильма происходит во второй половине 1940-х годов в полуразрушенной послевоенной Вене. Город разделен на четыре зоны оккупации: американский, английский, советский и французский секторы, а центр города, так называемая международная зона, управляется всеми четырьмя союзниками совместно. В городе, вследствие недостатка практически любого товара, процветает черный рынок, и орудуют банды.

По приглашению друга своего детства Гарри Лайма (Орсон Уэллс), в Вену приезжает сочинитель незамысловатых вестернов, американский писатель Холли Мартенс (Джозеф Коттен). Добравшись по адресу, он узнает от дворника (Пауль Хербигер), что Гарри совсем недавно погиб в результате несчастного случая, произошедшего прямо под окнами его дома: его сбила машина. Мартенс успевает только на похороны друга. На похоронах с Мартенсом заговаривает английский офицер майор Кэллоуэй (Тревор Ховард) и, убедившись в полной непричастности Мартенса к расследуемому им делу, рассказывает ему, что Гарри Лайм был одним из главных венских гангстеров. Мартенс, знавший Лайма 20 лет, решительно отвергает такую возможность.

Впоследствии друзья Лайма рассказывают Мартенсу подробности смерти его друга, настораживающие Мартенса в первую очередь потому, что на месте происшествия совсем не было случайных людей — даже водитель машины был собственным водителем Лайма. Кроме того, по заверениям друзей, они вдвоем бросились на помощь, а дворник сообщил Мартенсу, что видел троих. Невзирая на то, что майор Кэллоуэй предоставил Мартенсу билет на обратный самолет, Мартенс, уверенный в том, что его друга убили, начинает свое собственное расследование, немаловажной частью которого становятся поиски третьего человека.

Сценарий фильма написал Грэм Грин. В его основе лежит известный сюжетный ход — инсценировка героем своей гибели. В оригинальном сценарии повествование ведется от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартенса. Впоследствии Грин написал одноименный роман, вышедший в 1950 году.

Съемки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948. В качестве апартаментов главного героя был выбран княжеский дворец Паллавичини. В киномире долгое время бытовало мнение, что первую скрипку на съемках играл не режиссер, а Орсон Уэллс, и именно ему принадлежат наиболее интересные режиссерские решения (в частности, финальная виньетка на тему верховенства долга над чувством). Сам Уэллс всегда открещивался от этих слухов.

Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.

Развязка, как это часто бывает в лентах этого жанра, помещена в индустриальный лабиринт — канализационную систему. Орсон Уэллс отказался выглядывать на улицу из канализационного тоннеля. В знаменитой сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссер, Кэрол Рид.

Уэллс имел выбор — получить фиксированную оплату за съемки или процент от прибыли. Он выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл. Фильм был награжден на одном из первых фестивалей в Каннах и получил премию «Оскар» за лучшую операторскую работу в черно-белом кино. Он стабильно появляется в рейтингах лучших фильмов в истории, в том числе по версии IMDb.

В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в основном сцены, где Холли Мартинс ведет себя неподобающе супергерою, к которому привыкла американская публика (много пьет, интересуется женщинами), и в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объясняет зрителю, что представляет собой жизнь в оккупированной Вене и каково зарабатывать на черном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD в серии Criterion Collection.

Антон Карас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл ее на цитре. Причем озвучивал он, глядя на экран, как это делалось при музыкальном сопровождении в немом кино. Инструментальная версия этой темы провела 8 недель на первой строчке американского чарта продаж.

Во время съемок фильма кафе «Моцарт» — в котором должна была состояться встреча Мартэнса с бароном Курцом, — отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».

Актеры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пестро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась черно-белой пленкой.

В традиционном венском кинотеатре «Бургкино», что на Рингштрассе, фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.

В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».

Еще о кино: http://www.ermak.su/blog/o_kino.htm



Tags: кино, классика, фильм
Subscribe

  • Новая литературная бюрократия

    Учреждена Ассоциация писателей и издателей России, ее председателем стал замглавы комитета Госдумы по культуре Сергей Шаргунов , творческий…

  • Книжная отрасль на грани катастрофы

    Разразившаяся пандемия ударяет, как убеждает практика последних недель, не только по здоровью людей, а подчас и по жизням. Из-за режима вынужденных…

  • @Мы уже потеряли около 80% выручки»

    Сооснователь «Подписных изданий» создал вокруг своего бизнеса особую субкультуру: в магазин на Литейном забегают за редкими книгами,…

promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments