alex_ermak (alex_ermak) wrote,
alex_ermak
alex_ermak

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

Очень забавное американское – именно американское – кино из числа 1000 лучших мировых фильмов. В США фильм считается одной из лучших национальных комедий. Лично мне не смеялось. Конечно, фильм Кубрика старый и не столь актуальный, как в год выхода. Но все-таки ментальность у американцев и европейцев различная. Нельзя не отметить политическую смелость режиссера.

Посмотреть его с культурологической точки зрения, рекомендую.

И еще: теперь я знаю, откуда взялся генерал в исполнении Булдакова в «Особенностях национальной рыбалки». Отсюда:)

Подробнее о фильме:

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb

Жанр

трагикомедия

триллер

черная комедия

Режиссер     

Стэнли Кубрик

Продюсер    

Стэнли Кубрик

Автор

сценария      

Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саузерн

В главных

ролях

Питер Селлерс

Джордж К. Скотт

Стерлинг Хэйден

Кинокомпания        

Hawk Films по заказу Columbia Pictures

Длительность          

93 мин.

Бюджет        

1,8 млн $

Сборы          

9,16 млн $

Страна         

США

Год    

1964

Из Википедии:

«До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb»[К 1]) — кинофильм 1964 года режиссера Стэнли Кубрика, вышедший в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях. Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав черную комедию.

Главные роли исполнили Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хэйден, Кинан Уинн и Слим Пикенз, причем Селлерс сыграл сразу троих главных персонажей.

В 1989 году включен в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимый». Занимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика.

Сюжет

Согласно официальной позиции ВВС США, существующие меры безопасности предотвратили бы события, изображенные в фильме. Также необходимо отметить, что любое сходство между героями картины и живыми или умершими людьми является случайным.

Вступительные интертитры к фильму

Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (по созвучию с Джеком Потрошителем: англ. Jack D. Ripper — Jack-The-Ripper) (Стерлинг Хэйден), руководствуясь «планом R» — чрезвычайным военным планом, позволяющим высшему офицерскому составу отдавать приказы ядерного возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой, — начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Риппер приказывает конфисковать все радиоприемники на базе, но один из офицеров, боязливый капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), узнает об афере, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны. Он просит Риппера — единственного человека, знающего код отзыва самолетов, — отозвать самолеты, пока не поздно, однако тщетно: генерал, намекая на возможное использование оружия, запирается вместе с Мандрейком в своем кабинете.

Между тем на борту одного из самолетов под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс) экипаж выражает озабоченность по поводу того, насколько серьезна ситуация. Получив код подтверждения действовать согласно «плану R», экипаж блокирует радиосвязь, и бомбардировщик направляется атаковать СССР.

Единственная женщина в фильме — "секретарша" Терджидсона (Трейси Рид, мелькавшая на развороте журнала Playboy), олицетворяет собой связь между сексом и войной, а также традиционное отношение к женщинам мужчин, участвующих в войне.

В это же самое время в Пентагоне, в «Военной Комнате», собирается чрезвычайное совещание, на котором присутствуют президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс), генерал «Бак» Терджидсон (Джордж К. Скотт) и другие высшие чины. Президент решает, что войны нужно избежать любым способом, однако генерал Терджидсон призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, считая, что первый удар американцев уничтожит 90 % советских ракет еще до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, остальные же ракеты убьют «лишь десять, двадцать миллионов».

Маффли категорически отказывается от чего-либо подобного, а вместо этого срочно приглашает советского посла Алексея Десадецкого (аллюзия на маркиза де Сада) (Питер Булл). Президент, который не в состоянии отозвать собственные самолеты, связывается по «Горячей линии» с советским премьером Дмитрием Кисовым и, сообщив о «небольшой неприятности» с ядерной атакой, предлагает ему сбить самолеты, но тот бросает трубку. Советский посол Алексей Десадецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня, которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвется на советской территории. Присутствующий на совещании эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно.

Риппер и Мандрейк. Теория, что фторирование воды является коммунистическим заговором, временами возникала в политической жизни США 1950-х годов.

Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намеки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уинн), чтобы тот разрешил ему сообщить код («OPE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой». «Бэт» Гуано пытается противодействовать незаконному взлому автомата, считая частную собственность неприкосновенной, предупреждает помощника генерала о том, что ему придется судиться с компанией «Кока-кола».

В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолеты. Несколько бомбардировщиков было сбито, самолет под командованием Дж. Т. Конга получает серьезные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолеты возвращаются на базы, и только самолет майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.

Майор Конг верхом на ядерной бомбе

Самолет майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной (вымышленной базы Лапута, отсылка на летающий остров из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (реально существовавшей ракетной базы у города Борщев Тернопольской обл.) его полета, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва.

В «Военной комнате» доктор Стрейнджлав с энтузиазмом рекомендует президенту собрать несколько сотен тысяч «лучших представителей человеческой расы» в подземных убежищах, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину», чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли.

Доктор чудесным образом встает с инвалидного кресла, делает пару шагов и радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!». Прямой монтажной склейкой под лирическую песню времен Второй мировой войны «We’ll Meet Again» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.»

Еще о кино: http://www.ermak.su/blog/o_kino.htm

Tags: кино, классика, фильм
Subscribe

promo alex_ermak december 23, 2012 21:00 17
Buy for 100 tokens
Похоже, мы становимся свидетелями завершения операции «Евросоюз», которую провернула Германия. Потерпев поражение в двух мировых войнах, эта страна не уняла свои амбиции и нашла мирное решение для установления контроля над Европой. Зачем воевать, убивая своих и чужих граждан, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments